Метод Альфреда Томатиса показан при аутистическом спектре, ДЦА, алалии, СДВГ, гипердинамическом синдроме, ЗРР, ЗПР и т.д. Тренинг применяется и для детей с эпилепсией (при этом помним о постепенном, дозированном повышении частоты звука – в первую сессию до 4.000). Цель каждой сессии – сделать уши первичным входом для звуков, а костный (телесный) – второстепенным. Только в этом случае звуковые сигналы обрабатываются верно.
Учим детей активно слушать , т.е. не просто слышать, а слушать, воспринимать и анализировать, а отсюда переводим малыша к правильной (контролируемой) речи, и как следствие – психологический комфорт, улучшение в целом работы психики. Родители часто не могут понять, почему малыш молчит, несмотря на то, что «он всё-всё понимает». Обращаются к специалисту и слышат в ответ: «ждите!» Дети с аутистическим спектром, ДЦП, СДВГ , ОНР и алалией при сверхчувствительном слухе не умеют использовать то, что слышат в речи. Все звуки они воспринимают сразу всем телом, а отсюда два варианта реакции – или они чувствуют себя «в огромной куче звуков» и при этом сами начинают кричать и закрывать уши, или становятся безучастными и замыкаются в себе, «отключаются от мира». Отчего же это происходит?! До 2-х лет ребёнок слушает левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции, слоги и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, которое формируется позже, после двух лет.
Но у детей «особых» правое ухо не начинает с 2-х лет доминировать, из-за чего происходит нарушение анализа речи, не развивается её использование, т.е. продолжается только эмоциональное восприятие речи: нравится голос или нет, строгий или ласковый и т.д., а смысл речи дети понимают с трудом. То же происходит у детей с нарушением звукопроизношения – вроде и звуки поставлены, а в речи «каша», что является следствием низкого уровня работы левого полушария. Необходимо активизировать деятельность правого уха. Родители разводят руками, а помощь, вот она –
тренинг А.ТОМАТИСА.