Санкт-Петербург
наб. реки Фонтанки, дом 59, офис 426. БЦ "Лениздат"
Cертифицированное обучение
по методу Альфреда Томатиса
О методе Томатис
Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше.

Метод TOMATIS - немедицинская, обучающая программа, которая позволяет добиться значительных результатов в таких областях, как логопедия, реабилитация, психология, обучение, а так же многих других.
    В чем же суть метода А. Томатиса и необычайность созданного им «электронного уха»?
    В ходе многочисленных практических исследований, проведенных в 1954 году, данный эффект подтвердила Парижская Академия наук. За рубежом в течение нескольких десятилетий метод А.Томатиса активно вводится в школьные программы, активно используется в частных центрах, как основа коррекции многих речевых и двигательных проблем. В настоящее время вводятся пробные курсы по данной методике даже с детьми, находящимися в состоянии комы!!! И родители, и врачи видят, что происходит «оживление» головного мозга: появляется первая слезинка, первое робкое движение пальчиком. Тренинг как бы учит мозг анализировать звуковую информацию с помощью ушей.В середине XX века француз Альфред Томатис, являясь на тот момент врачом-отоларингологом, сделал удивительное открытие, которое в науке стало известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ГОЛОС ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ.

    В ходе многочисленных практических исследований, проведенных в 1954 году, данный эффект подтвердила Парижская Академия наук. За рубежом в течение нескольких десятилетий метод А.Томатиса активно вводится в школьные программы, активно используется в частных центрах, как основа коррекции многих речевых и двигательных проблем. В настоящее время вводятся пробные курсы по данной методике даже с детьми, находящимися в состоянии комы!!! И родители, и врачи видят, что происходит «оживление» головного мозга: появляется первая слезинка, первое робкое движение пальчиком. Тренинг как бы учит мозг анализировать звуковую информацию с помощью ушей.
      Эффект метода Томатиса
      Метод Альфреда Томатиса показан при аутистическом спектре, ДЦА, алалии, СДВГ, гипердинамическом синдроме, ЗРР, ЗПР и т.д. Тренинг применяется и для детей с эпилепсией (при этом помним о постепенном, дозированном повышении частоты звука – в первую сессию до 4.000). Цель каждой сессии – сделать уши первичным входом для звуков, а костный (телесный) – второстепенным. Только в этом случае звуковые сигналы обрабатываются верно. Учим детей активно слушать , т.е. не просто слышать, а слушать, воспринимать и анализировать, а отсюда переводим малыша к правильной (контролируемой) речи, и как следствие – психологический комфорт, улучшение в целом работы психики.

      Родители часто не могут понять, почему малыш молчит, несмотря на то, что «он всё-всё понимает». Обращаются к специалисту и слышат в ответ: «ждите!» Дети с аутистическим спектром, ДЦП, СДВГ , ОНР и алалией при сверхчувствительном слухе не умеют использовать то, что слышат в речи. Все звуки они воспринимают сразу всем телом, а отсюда два варианта реакции – или они чувствуют себя «в огромной куче звуков» и при этом сами начинают кричать и закрывать уши, или становятся безучастными и замыкаются в себе, «отключаются от мира». Отчего же это происходит?! До 2-х лет ребёнок слушает левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции, слоги и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, которое формируется позже, после двух лет.

      Но у детей «особых» правое ухо не начинает с 2-х лет доминировать, из-за чего происходит нарушение анализа речи, не развивается её использование, т.е. продолжается только эмоциональное восприятие речи: нравится голос или нет, строгий или ласковый и т.д., а смысл речи дети понимают с трудом. То же происходит у детей с нарушением звукопроизношения – вроде и звуки поставлены, а в речи «каша», что является следствием низкого уровня работы левого полушария. Необходимо активизировать деятельность правого уха. Родители разводят руками, а помощь, вот она – тренинг А.ТОМАТИСА.
        Тренинг А.ТОМАТИСА
        Когда правое ухо хорошо слышит, воспринимает и анализирует, то информация сразу идет в левое полушарие. Таким образом, правое ухо связано с контролем речи, её пониманием (т.е. человек должен воспринимать информацию правым ухом), левое – с проявлением эмоций, эмпатией. Метод Томатиса обучает совмещать эти функции.

        Цель работы по методике Альфреда Томатиса – развитие слухового внимания (не физического слуха!!) как основы умения слушать себя, голоса, дыхания и в целом психики.
          3 закона Альфреда Томатиса
          1 ЗАКОН
          «В голосе есть то, что наше ухо может услышать». Терапевт через тренинг учит ребёнка анализировать поступающие звуки, при этом укрепляются мышцы уха, которые защищают от звуковых перегрузок. У детей с РДА и гиперактивностью данная методика помогает повысить уровень толерантности (в работе звуки не изолируются). За счет введения А.Томатисом кнопок Delay u Precession мы можем поднять уровень звукового, воздушного канала, что способствует развитию речи, её контролю, помогает снизить гиперчувствительность кожи, тела. Только в методике А.Томатиса есть разделение работы этих двух каналов!

          2 ЗАКОН
          Если с помощью упражнений терапевт восстановил правильное слушанье, сразу появляется «новая жизнь» голоса – разнообразные звуки, ритмы, интонация. В рамках данного закона А.Томатис разработал дополнительную терапию для детей и взрослых с заиканием. Доктор раскрывает влияние звуков каждой частоты на костную ткань, а отсюда происходит влияние на работу внутренних органов (что можно увидеть при глубоком анализе аудиометрии).

          3 ЗАКОН
          При длительном воздействии на слуховые рецепторы достигаются стойкие эффекты в следующих блоках: энергия (даётся через слушание высоких частот, что следует из физиологии), постановка тела (баланс, равновесие, ритм), слух (слушание, концентрация внимания). Если ребёнок запаздывает в своём развитии и ведущим остаётся Левое ухо с развитым правым полушарием, то мы видим детей, которые больше ориентируются на интонацию, голос, слышат слоги, а не слова, имеют звуковую сверхчувствительность. Наши особые дети – в большинстве «левоушные». Терапевт через длительную стимуляцию правого уха стимулирует развитие левого полушария, которое берёт на себя аналитическую функцию и в норме развивается с 2-х лет – это понимание смысла слов, фонетический анализ и т.д., а отсюда появление осмысленной речи.
            Оборудование для метода Томатиса
            Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в своеобразном тренинге - микрогимнастике мышц среднего уха. От качественной работы данных мышц в итоге будет зависеть работа мозга.

            Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через уникальные наушники, которые имеют в том числе и костную проводимость, ребёнок прослушивает определенные файлы с записью классической музыки Моцарта, григорианского пения, фильтрованной музыки, густой, голоса мамы и т.д. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит только высокие частоты и при этом активно использует костный канал. А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни на 1 блок увеличивается его диапазон.
              Метод Томатиса для изучения ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
              При изучении иностранных языков выявлен особый значимый эффект методики Томатис. Сложности с восприятием конкретного диапазона частот часто является причиной неуспеха в изучении иностранного языка. А слышит ли Ваш ребёнок эти частоты?

              Часто обращаются родители с проблемой неуспеваемости по изучению английского или немецкого языка. Перед началом сессии специалистом проводится аудиометрия с целью изучения слышимых частот ребёнка (или взрослого), выясняется, какой язык требуется изучать, и, поскольку каждый язык имеет свою частоту звучания, составляется индивидуальная терапевтическая сессия с набором звуков определённой частоты. Например, испанский язык имеет в своём диапазоне звуки от 125 – 500 Hz, английский язык имеет диапазон звучания от 1800 – 12000 Hz т.д.
                Индивидуальная ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА по методу Томатиса
                До составления ИНДИВИДУАЛЬНОЙ терапевтической программы специалистом проводится аудиометрическая диагностика, заполнение тестовой анкеты, разработанной Центром Аудио-Психо-Фонологии ESPACE.

                Далее следует расшифровка аудио графика (анализ восприятия воздушного и костного канала, выявление ведущего уха, селекция и т.д.) и полная консультация родителей с выработкой поэтапного ведения методики ТОМАТИС.

                Обязательный тренинг составляет 45 часов. Работа проводится сессиями. Первая сессия составляет 30 часов (по 2 часа в день), затем после перерыва в 3-4 недели следует вторая сессия - 15 часов. Каждые 30 минут происходит эмпирическая стимуляция мозга, чтобы мозг был в работе. В процессе тренинга проводится логопедическая и дефектологическая коррекция.

                В конце сессии проводится диагностика, по её результатам составляется мониторинг, на базе которого специалист консультирует родителей ребенка.

                В случае необходимости специалист первую терапевтическую сессию проводит совместно с мамой (мама при этом проходит её бесплатно). Особенно эта процедура актуальна для установления благоприятных внутрисемейных отношений и в семьях с приёмным малышом.

                Целью тренинга является достижение стойких, длительных результатов, продолжительность всего тренинга зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

                Каждое произведение, используемое в терапевтических целях, направлено для достижения какой-либо коррекционной цели.

                ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в работе записи ГОЛОСА МАМЫ.